12:08
ТАЛЫШСКИЙ ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ МУГАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ . Вугар Салаев .
Вугар Салаев,
историк-исследователь, руководитель Союза Талышской Молодежи

ТАЛЫШСКИЙ ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ МУГАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

На днях в социальной сети facebook.com один из известных в Азербайджанской Республике научных и политических деятелей, а если точнее, лидер всеЯ (карманной) оппозиции, доктор исторических наук Джамиль Гасанлы в уничижительном тоне опубликовал пост относительно монографии российского ученого Виктора Александровича Шнирельмана “Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье”. Автор поста выразил свое возмущение упоминанием В.А.Шнирельманом талышей при описании событий Муганской Советской Республики (далее – МСР), мол этот народ “не имеет к МСР никакого отношения”. Более того, в надежде злоупотребить религиозными чувствами талышей в целях внедрения своей лжи, Гасанлы выходит далеко за рамки приличного и допускает этакий “джамилевский антисемитизм”, указывая по отношению к Шнирельману “этот еврейский ученый”. В современной азербайджанской исторической науке такие грязные “приемы” используются аж с советского времени, а с периода независимости это стало центральной составной их концепции национальной исторической науки. Рассмотрим затронутую тему МСР поподробней.

Талышистан до Муганской Советской Республики.

Чтобы проследить логическую цепочку в событиях тех лет необходимо вникнуть в предысторию региона до МСР. Географически Талышистан состоит из трех, резко отличающихся по климату и рельефу регионов: Талышские горы, Талышская низменность (впоследствии преднамеренно переименованная в “Ленкоранскую низменность”) и Муганская степь. В конце XVII в. Талыши восстановили, упраздненное иранским Шах Аббасом I, свою древнюю государственность в виде ханства. (“XVII” это не опечатка, именно в конце 17 века, а не в 1747г, как все ханства северо-западного Ирана, ныне именуемые “азербайджанскими”). В 1828 г. по условиям Туркменчайского мирного договора северная часть Талышского ханства окончательно была присоединена к Российской империи. Таким образом возникло два одноименных ханства, северный со столицей в Ленкоране, в составе России и южный, со столицей в Намине, в Иране. В 1841г. северное Талышское ханство было упразднено и заменено Талышским и Джевадским уездами. В свою очередь, Талышский уезд в 1844г. был переименован в Ленкоранский.

После Февральской и Октябрьской революций 1917г. все усиливающаяся анархия, как и на всей территории Российской империи, не обошла стороной и регион Талышистана. На протяжении 1917-1920 гг в этом небольшом крае семь раз менялась власть. 22 апреля 1918 г. в г.Тбилиси, Закавказский сейм, члены которого были избраны от единого Закавказского избирательного округа, под давлением Османской империи объявил о создании независимой от России Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР). 26 мая 1918г. Национальный совет Грузии провозгласила независимую Грузинскую Демократическую Республику, а 28 мая, уже в столице независимой Грузии, Временный совет мусульман Закавказья объявил о создании на территории “восточного и южного Закавказья” Азербайджанской Демократической Республики (АДР) во главе с националистической партией “Мусават”. АДР сразу же заявила свои территориальные претензии на все мусульманские провинции абстракного “восточного и южного Закавказья”, то есть, практически, на все иранское наследие в Закавказье.

Тем временем, в Баку, 25 апреля 1918 г. было объявлено советское правительство - Бакинская коммуна, сумевшая распространить свою власть на всю Бакинскую губернию, в том числе и Ленкоранский уезд, охватывавший большую часть территории бывшей “русской части” Талышского ханства. Правительство АДР, не имя возможности установить власть на заранее объявленной своей территориях, осуществило это путем османских войск, на штыках которых оно было переведено в Елизаветполь (Гянджа). После поражений, нанесенных турецкими войсками Бакинской коммуне, а вслед за этим, заменившей ее Диктатуре Центрокаспия и захвата Баку 15 сентября 1918г., Правительство АДР перекочевало в “город нефти”.

Выше было указано, что одной из трех географических областей Талышского ханства была Муганская степь, которая, в свою очередь, тоже условно делилась на три части: северную, среднюю и южную. Всю степь покрывали, так называемые “кышлаки” - зимними пастбища полукочевых племен. Южная Мугань служила зимними пастбищами талышским скотоводческих племенам как Сафидашт, Пирембель, Делагарда, Аллар, шахсеваны-талыши и др., а также небольшого количества шахсеван-тюрков. Средняя же Мугань была полностью занята крупнейшим шахсеванским племенем Талыш-микаелли (среди шахсеван были и талышские племена). В северной Мугани зимовали остальные шахсеваны. Небольшое количество оседлых сел существовало только на юге степи, у подножий Талышских гор. В них проживало исключительно талышское население, в основном из клана Даштванд.

К началу XX века значительная часть талышских скотоводческих племен южной Мугани уже была тюркизирована, огромное племя талыш-микаеллинцев из средней части степи было полностью выдворено за границу, в иранскую Мугань. Следовало бы отметить, что после Туркменчайского договора, в российскую часть Талыша из территории сопредельного Ирана массово хлынули тюркоязычные этнические массы. Также, в большинство пустующих земель муганской степи царское правительство начало переселять русских-сектантов, отошедших от православия: субботников, молокан, духоборов, старообрядцев и др. К началу XX в. На Мугани уже было 55 русских поселений и примерно столько же “татарских”, как тогда именовали нынешних азербайджанских тюрков. И те и другие на этой земле были пришлым элементом.

Тут следует напомнить один весьма деликатный нюанс. Тюркские националисты Азербайджана считали и считают некогда проживавших на Мугани русских пришельцами, захватившими "исконные земли их отцов". На самом же деле тюркские племена, в своем подавляющем большинстве, сами прибыли и основали селения в Мугани приблизительно в то же время, что и русские, а порой и намного позже. Процесс образования тюркских сел на Мугани не прекращался и даже сегодня, в начале XXI века, он продолжается.

После Февральской и, в особенности, Октябрьской революций 1917 г. в Закавказье усиленными темпами развивался межнациональный антагонизм. Оголтелый национализм превратился в главный стержень политических движений. Все чаще стали звучать призывы к вытеснению русского элемента из Закавказья. Правительство АДР тайно поощряло притеснения русских, что привело к трагическим событиям на Мугани зимой 1917 г.

Интересные данные о Муганской трагедии мы находим в книге "Белогвардейщина" (гл. 27: "Закавказская резня") Валерия Шамбарова (военный историк): "Между Черным и Каспийским морями разворачивалась резня и неразбериха. Банды Зиятханова и других татарских беков вторглись в Мугань, населенную русскими крестьянами. Разгромили селения, 30 тыс. чел. бежали в Баку и Россию. Но южная часть Мугани сумела организоваться, создала армию в 1000 чел. при 2 пушках под командованием полковника Ильяшевича".

Указанный в источнике полковник Ильяшевич был командующим пограничной заставы. При помощи оперативно созданной маленькой армии ему удается, сначала отбить нападавшие разбойничьи банды, а потом и вовсе перейти в наступление, в результате которого были не только разбиты банды разбойников, но и сожжены соседние тюркские и талышские селения. Власть в регионе перешла в руки Ильяшевича. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, агенты “Мусавата”, используя религиозные чувства мусульманского населения, начали призывать к “священному газавату”.

Таким образов, поощряемая АДР и партией “Мусават” межнациональная рознь стала причиной возникновения на территории Ленкоранского уезда беспощадной гражданской войны, длившейся до 1922 г.

После провозглашения АДР, в Ленкоранском уезде, во главе с полковником Ильяшевичем было создано местное гособразование – “Временная военная диктатура Мугани”, которое объявило о признании власти ростовского Правительства Юга России генерала Деникина. В конце того же года, в Петровске (ныне Махачкала) уполномоченные представители Муганской диктатуры объявили о подчинении Кавказско-Каспийскому правительству войскового старшины Бичерахова, которое в свою очередь признавало власть адмирала Колчака, то есть власть “белой России”.

В таких вот условиях территория бывшего Талышского ханства подходит к периоду сильно нашумевшей (и продолжающей “шуметь” до сих пор) Муганской Советской Республики.

Русско-талышский бунт.

В крае большевиками был образован некий Комитет связи. В ночь с 24 на 25 апреля 1919 г. Комитетом связи был осуществлен вооруженный переворот. Большинство офицеров “Муганской диктатуры” были арестованы и сосланы на остров Сара.

15 мая 1919 г. в Ленкоране был созван Чрезвычайный съезд Советов крестьянских депутатов Талыша, на котором присутствовало около 500 делегатов, большей частью мусульман. Продолжавшийся до 18 мая съезд, провозгласил в Талыше советскую власть с центром в Ленкоране и принял резолюцию, в которой провозглашалась Муганская Советская Республика в составе РСФСР.

На съезде был избран Муганский Совет рабочих и крестьянских депутатов (читай Парламент), а тот в свою очередь избрал Краевой исполнительный комитет. Были организованы Совет народного хозяйства, Чрезвычайная следственная комиссия, Военная коллегия, отделы иностранных дел и юстиции, внутренних дел, народного образования, финансов и другие госструктуры.

Со дня своего образования МСР все три месяца своего существования провела в жестоких сражениях на севере с отрядами русских крестьян-муганцев, обманутых белогвардейскими офицерами, на юге с мусаватскими войсками, а с моря регион был блокирован английскими кораблями. Мусаватским правительством и турецкими агентами, вроде Джамал бея, под религиозными лозунгами мнимого “газават”а некоторые руководители местных и иранских разбойничьих групп были привлечены к борьбе против МСР. Под натиском значительно превосходящих сил противника МСР в конце июля пала.

Начались тотальные репрессии против коммунистов, им симпатизировавшим, а часто даже против обычных граждан не согласных с восстановлением хано-бекской власти. С этой целью 25 августа 1919 г. мусаватистами был создан “тайный отдел”. Из Баку во главе особого карательного отряда полиции в Талышистан был отправлен отличившийся особой жестокостью Рзабеков, возглавивший новый орган.

Талышистан пробыл в составе мусаватского Азербайджана менее 9 месяцев. 28 апреля 1920 г. XI Красная армия перешла границу АДР и ликвидировало ее, заменив Азербайджанской Советской Социалистической Республикой, однако из-за вмешательства высокопоставленных коммунистов из числа азербайджанских тюрков, Муганская Советская Республика не была восстановлена.

Возвращаясь к высказываниям Джамиля Гасанлы, для начала заметим, что столица МСР, город Ленкорань, находится практически в центре талышского этнического массива. Население самого города в большей части тоже талыши, в основном выходцы из горных селений, пока еще не утративших связи со своими родовыми селениями и владеющие родным талышским. При таком раскладе нужно быть коварным лукавым, чтобы писать о неучастии талышей в деле МСР, что эта советская республика не имеет никакого отношения к народу, на землях которого она была создана и глупцом, чтобы в это поверить.

Также необходимо отметить, что исключая Баку и его окрестности, капиталистические отношения в Ленкоранском уезде были развиты более, чем в любом мусульманском уезде Закавказья. Этому способствовало широкое использование наемного труда в производстве чалтыка. Архивы изобилуют материалами массового выступления талышских крестьян против ханов и беков. Как правило, крестьяне были недовольны несправедливым распределением земельных фондов. Регулярность крестьянских бунтов создавала большой протестный потенциал.

Выше было указано об избрании Муганского Совета рабочих и крестьянских депутатов (коротко Муганский Краевой Совет), своего рода парламента МСР. Председателем был выбран Давид Чиркин, заместителем Ширали Ахундов из талышского селения Хавзава. Утверждение Дж.Гасанлы, что Ширали Ахундова он не считает талышом, потому как тот в некоторых документах указывал себя “татаром” (азерб.тюрком) равносильно тому, если бы спустя век один из таких же горе-историков весь руководящий состав Талыш-Муганской Автономной Республики (ТМАР), существовавшей в 1993 г., причислил к азерб.тюркам лишь по той причине, что в документах все числятся азербайджанцами, то есть тюрками, с дальнейшим умозаключением: “ТМАР не имела к талышам никакого отношения!”. Сегодня такое высказывание непременно вызовет усмешку не только у талышей, но и у азерб.тюрков.

Гасанлы пытается максимально принизить роль Ширали Ахундова в становлении МСР, но исторические факты указывают, что перед ним стояла сложнейшая задача объединения пробольшевистски настроенных и привлечение симпатизировавших руководителей талышских вооруженных групп, местных левацких организаций, ячеек, а также их создание и в данном деле за кратчайший срок он достиг внушительных успехов.

Избрание Ширали Ахундова заместителем председателя Муганского Краевого Совета было явным показателем талышской составляющей республики наряду с русским.

Особо следует указать еще одного из талышей в Муганском Краевом Совете – Таргули Байрамова из селения Аллар нынешнего Джалилабадского района. Как ни странно, Дж.Гасанлы умалчивает о нем. Не потому ли, что тот является его односельчанином и дальним родственником – они оба из одного клана. Алларцы являются талышским субэтносом. В подавляющем большинстве ныне тюркизированы, не помнят (или помнят, но предпочитают скрывать как и сам Дж.Гасанлы) своего этнического начала, но хорошо знают клановую принадлежность.

По поводу тюркизации части алларцев, единственная исследовательница талышей середины ХХ в. Атига Измайлова еще в 60-х гг. прошлого века отмечала: “Этнографическая группа талышей – алларцы, живущая более отдаленно от основной массы азербайджанцев, сохранила талышский язык и в настоящее время, однако часть алларцев, переселившаяся в XIX веке в пределы современного Астрахан-Базарского района (Джалилабадский р-н – В.С.) утратила родной язык”.

Алларцы в Мугане обладали обширными землями и проживали в нескольких крупных селах. Среди них особо чтятся родственные узы и Таргули Байрамов, бесспорно, имел влияние среди своего племени. В его родном селе Аллар был создан один из немногих мусульманских сельсоветов в западной части Талыша.

О роли и влиянии Таргули Байрамова свидетельствует случай, когда 18 июня был созван внеочередное заседание Муганского Краевого Совета. В следствии тяжелой ситуации на фронте, было принято решение передать полноту власти высшему военному органу республики – Военно-революционному совету. Согласно данному решению из южной Мугани в состав Военно-революционного совета дополнительно были зачислены пять представителей, в том числе Таргули Байрамов.

Бала Мамед Зувандский – среди участников МСР это имя самое узнаваемое в талышской среде. Родился он в высокогорном селении Мистан, работал кузнецом. Его “красный” отряд состоял из 60 бойцов, а иногда их число увеличивалось до 100. Большинство сел Мистанского сельского общества признавало его власть, в частности Алабын, Татони, Дигя, Говери, Шонайчола и др. Здесь нужно обратить внимание на одну важную деталь. Выше было указано, что большинство населения самого города Ленкорань, столицы МСР, состояло из талышей. Один из четырех частей города – Большой базар, был преимущественно населен выходцами из горных сел Талыша. В частности, в квартале Галайчиоба (на азерб. “Галайчилер”) проживали переселенцы из вышеуказанных сел Мистанского сельского общества. Также они занимали значимую часть населения в некоторых близлежащих к городу селах, как например Мамуста. Эта часть Ленкорани и близлежащих сел поддерживала Бала Мамеда, в том числе предоставляла бойцов для его отряда. Более того, наряду с высокогорным Мистаном, указанный квартал Галайчиоба тоже являлся местом дислокации Бала Мамеда.

* Вышеуказанное селение Алабын является ближайшим селением к Мистану и алабынцы составляли значимую часть отряда Бала Мамеда. Как известно, президент Талыш-Муганской Автономной Республики, существовавшей в 1993 г., Алиакрам Гумматов принадлежит к алабынцам и в его лице борьба за восстановление талышской государственности приобретает традиционный характер.

Бала Мамед активно участвовал со всех основных сражения МСР. Особо следует отметить его роль в боях против вторгшихся в город батальонов белогвардейского офицера Хошева, а также оборону Ленкорани от наступавших с Астары мусаватских войск. Его отряд не допустил проникновения мусаватистов в горно-лесистые джунгли и план противника полностью окружить город, провалился.

Дж.Гасанлы, также как и в случае с Ширали Ахундовым, пытается умалить роль Бала Мамеда в истории МСР, зачисляя его в число обычных качагов-абреков, коими были богаты Талышские горы указанного периода. Учитывая, что Гасанлы имеет под рукой достаточно архивных материалов (когда он был “дворцовым” историком ему были открыты врата практически всех архивов), то его высказывания носят преднамеренно ложный характер. Бала Мамед был революционером, большевиком. Вооруженный отряд им изначально был создан как большевистский, папахи его бойцов украшали красные звезды, а отряд передвигался под красным флагом. Другим признаком, отличавшим отряд Зувандского от банд качагов-абреков, был факт наличия в нем бойцов из отдаленных, неродственных сел или же из сел, где уже имелись банды качагов-абреков, но тем не менее, пробольшевистский боец предпочитал не сторону своего родственника-качага, а Бала Мамеда.

Позже, в начале 1920 г., когда в регион был захвачен АДР и правил “Мусават”, Бала Мамед не признал их власть. Исходя из факта вхождения МСР в состав РСФСР, он говорил: “Пока из Москвы не придут, я никому не подчинюсь!". Даже официальный печатный орган Азербайджанской Республики газета “Азербайджан” признавала, что Бала Мамед, являющийся “правой рукой” коммунистов, представляет для “Мусавата” опасную силу.

28 апреля 1920г., когда АДР была упразднена XI Красной армией, задача освобождения большевиков, в том числе деятелей МСР, из ленкораньской тюрьмы была возложена на Бала Мамеда, в результате которой он погиб. Согласно одному из источников, мусаватисты без боя освободили всех заключенных-большевиков, но потом вслед за ними подло открыли огонь, в результате командир талышских красных партизан был смертельно ранен.

Говоря о Бала Мамеде, непременно нужно упомянуть о Бёюкага Мирсалаеве, из селения Разгов. Будучи большевиком, он не примкнул к отряду своего односельчанина качага Юнуса Аббасова, но воевал у Бала Мамеда и лишь после перехода Юнуса на сторону советской власти, примкнул к его отряду. Бёюкага Мирсалаев в дальнейшем, поднимаясь по партийной карьере, в 1934 г. был назначен Секретарем Ленкоранского Райкома партии большевиков, т.е. руководителем региона. На этой должности он вел подготовительную работу по созданию Талышской Автономной Советской Республики, что по сути явилось бы восстановлением МСР, но в 1936 г. был репрессирован Мир Джафаром Багировым и приговорен к расстрелу.

После создания МСР, Ширали Ахундов вступает в переговоры с одним из сильнейших талышских качагов-абреков, вышеуказанным Юнусом Аббасовым (Юнус Разговский) и ему, при посредничестве Б.Мирсалаева, удается склонить последнего на сторону советской власти. Юнус назначается комиссаром Зувандского участка. При походах его сопровождало 100-120 бойцов, а при крайней необходимости их количество увеличивалось на порядок.

В конце мая - начале июня уже советский отряд Юнуса и отряд Щевкунова (уроженец села Пришиб), состоящий из местных муганских русских, предприняли поход против могущественного качага-абрека Шахверана. Последний был обманут турецким агентом, капралом Джамал беем, который с Кораном в руках ездил по талышским селениям и разными ухищрениями склонял влиятельных людей к присяге против “неверных”. Шахверан хоть и дистанцировался от Мусавата, но был и против МСР. В результате указанного похода талышско-русских отрядов МСР Шахверан, потерпев жестокое поражение, отошел к иранской границе. Таким образом, летом 1919 г. большая часть нынешнего Лерикского района оказалась лояльной МСР.

Одним из союзников Юнуса был Атахан Мамедов, руководитель отряда самообороны селения Пирасора. Юнус пользовался у Атахана особым уважением и он признавал его верховенство. У обоих были враждебные отношения с Шахвераном, который осуществлял набеги и на с.Пирасора, в одном из которых был ранен в ногу. После перехода Юнуса на сторону МСР, Атахан проявлял симпатии советской власти и даже был зачислен в одну из большевицких организаций в Ленкорани.

*После падения МСР, убийства Юнуса, противодействия некоторых религиозных деятелей Зуванда, обманутых турецким агентом Джамал беем идеями “газавата” и изменения геополитической ситуации в регионе в 1920г., Атахан вынужденно примыкает к антисоветским вооруженным отрядам.

Следует упомянуть и об партизанском отряде Мамедали Алекберова из селения Дигях, расположенного на окраине Ленкорани и в следствии близости к столице активно участвовавшего в важнейших сражениях МСР. После падения республики мусаватистам удалось задержать большинство членов отряда М.Акберова и они были подвергнуты жестоким пыткам.

Нельзя обойти стороной и партизанский отряд Самеда Гулиева из горного селения Варгадуз (тогда еще не отуреченного), на западе Талышских гор. К большевистской идеологии он стал симпатизировать будучи в Ленкорани, где и учился. Еще в 1912-1914 гг. он возглавляет восстание крестьян Порнаимского сельского общества против царских властей. При мусаватской власти отказывается им подчиняться. Как указывает автор одной из работ посвященных события МСР Насиб Ализаде, “все попытки мусавата по нейтрализации партизанского отряда, возглавляемого большевиком Самедом Гулиевым, были безрезультатны”.

В 1917 г. в Ленкоране создается группа Мусульманской социал-демократической партии “Гуммет”, которая впоследствии перерастается в уездный отдел “Гуммет”а. Её создателями были учитель Ага Мухамммед и врач Агахан Талышинский. Последний в революционном движении был человеком отнюдь не новым. Еще в 1912 г., будучи студентом в Киеве, Агахан Талышинский возглавляет тайную организацию мусульман-студентов общероссийского масштаба “Всероссийский съезд мусульман России”. В событиях МСР Агахан Талышинский, наряду с Ширали Ахундовым, был своего рода связующим между талышскими отрядами и группами, а также между талышскими и русскими отрядами. Будучи потомком талышских монархов он напоминал собой о государственнических традициях древнего талышского народа.

В марте 1919 г. в Ленкоране была создана местная группа социал-демократической партии “Адалет”, объединившего в своих рядах около 50-60 человек. В основном это были крестьяне из окрестных сел или же рабочие рыбных промыслов, то есть в большинстве своем талыши (также как и в местной группе партии “Гуммет”).

Одним активных членов партии “Адалет” был уроженец селения Пенсар Астаринского участка Зульфигар Ахмедзаде. В будущем он пройдет через многие должности в закавказских республиках, станет известным талышским поэтом, просветителем и к 30-ым годам общественностью будет признан лидером талышского национального-культурного возрождения., а пока это 20-летний молодой революционер, создавший в Пенсаре и близлежащих селах коммунистические ячейки. Из-за большевистской пропаганды, мусаватисты, высадившиеся в Астаре и разбойничьи банды, наступавшие на МСР с юга, после захвата Пенсара сожгли дом Зульфигара Ахмедзаде, разграбили их имущество и жестоким образом убили его брата. Зульфигар Ахмедзаде с регулярными войсками МСР отступил в Ленкорань и с оружием в руках защищал столицу республики вплоть до ее падения. В период мусавата он неоднократно подвергался избиениям и пыткам.

Мы привели имена деятелей МСР более-менее известных в талышской общественно-политической среде и данный список можно продолжить именами руководителей мелких отрядов самообороны, которые функционировали во многих крупных селах, сотен рядовых бойцов-талышей армии МСР или простых талышей, сельчан и горожан, ведущими активную пропагандистскую работу в пользу молодой советской республики.

Азербайджанские историки, в том числе и Дж.Гасанлы, пытаются скрыть, а если не получается, то максимально сфальсифицировать, принизить роль талышей в истории МСР. Еще в 1918 г., при первой советской власти, в регионе от Астары до Астрахан-Базара (нынешний Джалилабад) было создано 87 сельских советов. Во время МСР большинство их было восстановлено и именно по этой причине подавляющая часть делегатов на Чрезвычайном съезде Советов крестьянских депутатов были представителями талышских сел.

Примечателен в этом отношении случай в селениях Мусакуджа и Лурань, жители которых, в большинстве потомки талышского племени даштванд, еще в 1917 г. самостоятельно решили создать у себя советы и провели выборы, где от каждых 50 избирателей выдвигался один представитель. Избранные, как гласит архивный документ, “…должны составлять Советскую власть в пределах нашего Мусакуджинского общества…”.

Мирза Кучек-хан Дженгель в Муганской Советской Республике.

До сих пор в исторической науке малоизвестен факт посещения Мирза Кучек-ханом столицы МСР Ленкорани. Еще в начале 1912 г. в иранской провинции Гилян Мирза Кучек-хан со своими соратниками, объединив вокруг национально-освободительной идеи талышей-горцев и гиляков-лесорубов, создают вооруженные партизанские отряды. Так-как их местом дислокации были густые субтропические леса, их прозвали “дженгелийцами” («джангал» с персидского “лес”, на талышском “джунгли”). Разрастание дженгелийского движения и присоединение к нему части интеллектуалов привело к созданию политической партии “Дженгель”, придерживающейся идей исламского социализма.

*Тут следует отметить, что северных, российских талышей во времена МСР и после, привлекала идея равноправия и справедливости в коммунизме, но они отвергали атеизм, оставаясь верными исламу и сами-того не подозревая, фактически были приверженцами исламского социализма.

Мирза Кучек-хана волновала идея единого фронта с МСР против общих врагов, в частности англичан. Дженгелийский лидер прибыл в Ленкорань в самый сложный период советской республики, конец июля 1919 г. и, к сожалению, ему не удалось встретиться с руководителями МСР, вынужденно отступившими на остров Сара. Будь эта поездка чуть раньше, кто знает какие “сюрпризы” появились бы у врагов МСР, от военной помощи дженгелийцев, до возникновение объединенных войск из южных и северных талышей, но все это уже относится к области, так-называемой, альтернативной истории. Относительно же Мирзы Кучек-хана, то этот самый выдающийся талыш XX века, спустя 10 месяцев станет во главе уже талышско-гилякского государственного образования – Гилянской Советской Республики.

АзССР и МСР – какая республика была более национальна?

Особо стоит обратить внимание, что азербайджанские историки, указывая на национальный состав госструктур МСР, в своем большинстве русский, данный факт пытаются интерпретировать как “не талышский характер республики”. Чтобы разобраться в этом весьма деликатном вопросе, для начала нужно обратиться к этническому составу МСР в процентном соотношении. После Джевадского уезда, Ленкоранский уезд занимал второе место во всем Закавказье по количеству русских относительно мусульманского населения. Выше мы упоминали об уничтожении бандами азербайджанских тюрков русских сел северной Мугани. Русские села центральной Мугани (район Билясувара) спаслись благодаря полковнику Ильяшевичу, после чего эта южная часть Джевадского уезда была непрерывно связана с Ленкоранью, входила в состав МСР и в следствии этого процент русского населения, вместе с другими немусульманскими народами Талыша (в основном обрусевшими), составил около 20% населения республики. Мы склонны их называть местными русскими.

На процентное участие того или иного народа в общественно-политических процессах, в том числе революционных, оказывает существенное влияние уровень образования того или иного народа. Если у русских Талыша уровень образования был на довольно высоком уровне по тем временам, то талыши по тому же критерию стояли на одном из последних мест во всем Закавказье.

Так же важен момент призыва в армию, где солдатам прививались большевистские идеи и это наибольшим образом влияло на процент количества большевиков или пробольшевистски настроенных. В отличие от русских, талыши, как мусульмане, не призывались в армию в царское время и большевистские идеи им прививались в основном в городах, где существовали коммунистические ячейки, организации, в основном в Ленкорани и в Баку.

По указанным причинам, среди талышей большевиков или пробольшевистски настроенных в процентном соотношении было меньше, нежели среди русского населения края. Но несмотря на все вышеперечисленные факторы, талыши приняли наиактивнейшее участие в создании и защите МСР. Были созданы многочисленные советы, пробольшевистские ячейки и организации, многочисленные «красные» вооруженные соединения, начиная от мелких групп самообороны до крупных партизанских отрядов.

Плюс ко всему, в конце мая 1919 г. из Астрахани, с большой партией денег, оружия и революционной литературы, прибыла группа опытных большевиков во главе с Тимофеем Ульянцевым (Отраднев). Они заполонили собой часть ключевых должностей МСР, что являлось событием временным. Как показал опыт многих советских республик на просторах бывшей Российской империи, с течением времени, в партийных элитах пришлые элементы постепенно заменялись местными, как правило, представителями титульного этноса. Сохранись МСР, то через несколько лет, все более возрастающая талышская составляющая, наглядно свидетельствовала бы о национальном характере государственного образования.

Утверждающим “инородность” МСР азербайджанским историкам, в частности Дж.Гасанлы, следовало бы напомнить тот факт, что вплоть до декабря 1933 г. Азербайджанской ССР руководили лица не тюркской национальности: русские, армяне, евреи и др. Данный вопрос наглядно раскрыт в известном письме Наримана Нариманова Сталину “К истории нашей революции в окраинах”, где автор сетует на засилье представителей не тюркских (и не мусульманских) народов на ответственных должностях Бакинского Совета: из 52 должностных лиц только 5 являлись «тюрками» по документам, при том что из 78 деревень Бакинского уезда только 2 являлись русскими. И это в 1923 г, спустя три года советизации Азербайджана. Таким образом, исходя из логики Дж.Гасанлы и его коллег в деле фальсификации исторических фактов, Азербайджанская ССР вплоть до 1933г. не являлась тюркским гособразованием. Зная эти пропорции, нужно обладать высшей мерой наглости, чтобы утверждать о непричастности талышей к МСР. Талыши имели к МСР в разы большее отношение, нежели азербайджанские тюрки к Азербайджанской ССР первых лет советизации.

В силу вышеуказанных фактов, с уверенностью можно констатировать, что в истории Муганской Советской Республики талыши, наряду с русскими, были государствообразующим этническим элементом.

P.S. 100-летие Муганской Советской Республики

Участившиеся в последние времена в социальных сетях (Facebook, Вконтакте и др.) нападки азербайджанских историков или националистически настроенной интеллигенции (хотя первые есть часть второго) с “компрометирующими фактами” относительно МСР не случайны. Предстоящий 2019 год для талышской общественности должен пройти под знаком 100-летия Муганской Советской Республики и наши недруги пытаются:
а) показать МСР в виде “инородного” образования; 
б) принизить статус МСР как государственности; 
в) отрицать или принизить уровень участия талышей в политических процессах МСР.

В связи с огромной значимостью фактора МСР в нашей новейшей истории и доказывающий государственнические традиции нашего народа, а также неоценимую роль в деле сегодняшнего национального возрождения, предлагаю талышской общественности 2019 год объявить годом 100-летия Муганской Советской Респу

Вугар Салаев,
Category: Tarix Ümümi | Views: 994 | Added by: tmmrtalish | Rating: 5.0/1
Total comments: 0
N$)?>
Подписка: 1 Код *: