10:44 О ДЕПОРТАЦИИ ТАЛЫШЕЙ | |
О ДЕПОРТАЦИИ ТАЛЫШЕЙ В 1937 году началась массовая депортация неугодных личностей, в том числе и талышей в количестве 2000 семей (6 000 человек). Под общим вопросом борьбы с врагами народа лидер Азербайджанской ССР Мирджафар Багиров и его окружение проводило чистку неугодных людей среди талышской интеллигенции и зажиточного населения. Были репрессированны все личности каким-то образом принимающие участие в разработке талышской литературы, люди заложившие основы талышского литературного языка, пытающиеся наравне с активистами в сфере азербайджанского языка заложить основы талышской грамматики, лексики, фонетики. Нужно понимать, что начиная с 1931 года небольшая группа активистов перевела на талышский язык все книги для школ, а также очень много мировой художественной литературы, т.е. обучение детей на талышском языке было налажено и активно применялось. Талыши были представлены верхушкой власти перед Москвой, как элементы которым невозможно доверять из-за границ с Ираном и тем самым показывалось тяготение талышей к их иранским собратьям талышам. При вхождении северной части Талышского Ханства под проктекторат Российской империи в начале 19 века границы порой проходили между двумя близкими селами и родственники тем самым оказались разделены. В виду этого были массово переселены талыши проживающие на границах Азербайджанской ССР с Ираном, т.е. люди имеющие родственников в иранской стороне. Было сделано это с целью отдалить советских талышей от их иранских братьев. В основном депортировали талышей из Мугани, с целью деиранизации этих земель, т.к. в дальнейшем сюда были переселены иные народности. В ходе депортации/репрессий часть людей была расстреляна, остальные были направлены на выживание в Казахстан, Узбекистан, Сибирь. Талышский поэт Зульфугар Ахмедзаде как один из активных партийных деятелей, основоположник талышской литературы, переводчик, редактор на талышский язык многих книг, в 1938 году был объявлен участником «Ленкоранского филиала к-р нац-ской и повстанческо-террористической организации», ставящей целью отторжение Ленкорани от Азербайджана и создание «Талышской автономии» и сослан в Сибирь где погиб от болезни в 1942 году. З. Ахмедзаде был реабилитирован только в 1956 году. Аналолично получилось с судьбой Беюкага Мирсалаева, Ширали Ахундова и др. деятелей, которые были репрессированы и после 1956 года реабилитированы за отсутствием состава преступления. В период репрессии были закрыты все школы на талышском языке, по воспоминаниям стариков книги на талышском языке были просто сожжены во дворах школ!!! То что сейчас сохранилось, лишь мизер спрятанный талышами, либо хранящийся в архивах библиотек. Такая массовая потеря интеллигенции, поэтов, учителей, писателей, активистов очень плохо сказалась на развитии талышского языка и до сих пор аукается нам. Касаемо переселения талышей в Казахстан, то порой перед людьми которых уже везли в пути возникал не вопрос даже куда их везут, а просто останемся ли мы жить или нас всех (семью, детей, стариков, женщин) расстреляют, либо утопят в Каспии. Но по приезду в место новой «жизни», люди попросту оказались выброшены в степь, а как там дальше они справятся никого не волновало. Все преселенные в Казахстан талыши по документам шли как "иранец", "иранка" либо как “курды” (курд - один из вариантов на талысшком языке для называния голышей скотоводов, т.е. горных талышей), скорее всего чтобы показать их инородность и соответственно враждебность для Азербайджана и не отражать их реальное этническое происхождение. Депортированные талыши и по сей день на территории Казахстана и Средней Азии продолжают разговаривать на родном талышском языке, что подтверждает их принадлежность к талышам. Если внешняя депортация была инициирована из Москвы то внутреняя депортация не отражается в документах. Что касается – внутреннего направления депортации, это в основном проводилось в 1949-1952 гг. по прямому указанию М.Дж. Багирова. Перед депортацией М.Дж. Багиров сам лично посетил Зуян (офиц. Зуванд – приграничный регион нынешнего Ликского (офиц. Лерик) района тогдашней АССР) и составил список населенных пунктов, население которых в дальнейшем было депортировано в территорию нынешнего Биласуварского (на талышском – Биласыво) района, формально по причине якобы “тяжелых социально-экономических условий жителей”. К примеру то же горное селение Оранд, один из родов был полностью переселен в Билясыво и Джалилабад, потомки их и сейчас не потеряли связи с родовым селом, но все же находятся под натиском сильнейшей ассимиляции. Но Зуян является настоящим райским уголком, где вдоль реки Зуян расположены фруктовые сады. Вынужденное переселение горцев в непривычную для них степь привело к разным заболеваниям и гибели части переселенцев. Некоторые из них во времена Хрущевской оттепели возвратились обратно, часть переехала в Баку и его окрестности, а остальные на сегодня полностью ассимилировались и стали «тюрками», как и было запланировано изначально. Само собой Азербайджан и ныне не признает талышей депортированным народом, иначе как объяснить внутренную депортацию, инициированную из Баку? И если признать депортацию талышей Азербайджану придется признать, во-первых, что депортацию талышей осуществляло правительство АзССР во главе с М.Дж. Багировым, чтобы на исконные земли талышей в дальнейшем переселить пришлый тюркоязычный элемент, и тем самым добиться изменения удельного веса тюрков в составе населения Талышистана (что и было сделано), и, во-вторых, нынешние власти в Азербайджанской Республики, по сути, продолжают ту же политику по ассимиляции талышей. Еще одним доказательством тому является то, что в 1949-1952 годах переселенными из Зуяна (Зуванда) оказались одни талыши. А при этом несколько тюркских деревень, жителей которых местные талыши называют “ахли-Ванами”, т.е. “жителями озера Ван”, так как они переселились на эти земли в период правления Сефевидов из окрестностей озера Ван, так и остались нетронутыми. К счастью, указания по депортации талышей не удалось исполнить в полном объеме по причине экономических и политических проблем в стране, точнее, было не до депортации талышей. Но организованный в дальнейшем голодомор привел к гибели значительной части талышей с 1938 по 1960г., к сожалению, конечно же, официальных документов подтверждающих такую ситуацию в регионе нет, но воспоминания наших бабушек и дедушек чьё детство прошло в эти периоды говорят нам об этом ужасе. В принципе ситуация ныне ничем не лучше, если в 1937 году насильно депортировали, расстреривали с целью зачистки талышских земель, то теперь эта же политика проводится путем создания невыносимых условий проживания, отсутствия работы, отсутствия признания прав талышского народа, ужасающей социально-экономической ситуацией, запугивания и ареста активистов и тем самым народ вынужден уезжать в поисках лучшей жизни. | |
|
Total comments: 0 | |